Телефон
(33622)  7-67-54

Главное меню

Прогноз погоды

 

Сайт обновлен: 2019-09-17 06:12:52
Особенности организации образовательного процесса

«Особенности организации воспитательно-образовательного процесса

на основе ФГОС ДО»

 Воспитательно-образовательный процесс в ГКДОУ д/с №9 «Звездочка» осуществляется по Примерной основной образовательной программе дошкольного образования с учетом основных базовых нормативных документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта, вступившего в силу с 01 января 2014 года, представляющего собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию;

- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Воспитательно-образовательный процесс рассматривается нами сегодня как системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализоваться.

В Образовательной программе ГКДОУ сочетаются:

- принципы научной обоснованности и практической применимости;

- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;

- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.

Образовательный процесс  включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям (5-ти ОО по ФГОС) - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому,в которых сочетаются следующие функции:

- воспитательная - развитие ценностных отношений;

-развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;

-образовательная (познавательная) - воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые выступают в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т. е. способствующих развитию его новых качеств;

- развивающая - развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;

- социализирующая - овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;

- оздоровительно-профилактическая (валеологическая) - приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.

Перечень документов по планированию воспитательно-образовательной работы включает в себя:

- расписание НОД и игр-занятий в группе;

- двигательный режим, который напоминает воспитателю, в какие нормы он должен укладываться;

- циклограмму воспитательно-образовательной работы группы;

-план воспитательно-образовательной работы.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной общеобразовательной программы. При планировании воспитательно-образовательного процесса в ГКДОУ учитываются основные принципы дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-сотрудничество организации с семьей;

-  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Согласно ФГОС ДО планирование воспитательно-образовательного процесса в ГКДОУ  основывается на комплексно - тематическом принципе.   Комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Оно позволяет систематизировать образовательный процесс и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи. Такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал. Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов.

При планировании и организации педагогического процесса в ГКЫДОУ учитывается, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра - ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему игр-занятий перестраивается на работу с детьми по «событийному» принципу. Критерием того, что данный принцип заработал, является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в той или иной проектной деятельности, а не цепочка действий по указанию взрослого.

План воспитательно-образовательной работы - является основным документом в работе с детьми, и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе.

Назначение документа – помочь достижению намеченных воспитательно-образовательных задач. План - это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.

При планировании воспитательно-образовательной работы соблюдаются несколько важных условий:

- выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ГКДОУ;

- систематичное и равномерное распределение материала по времени, чтобы дети получали информацию постепенно, в определенной системе;

- четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

- выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат;

- учет специфических особенностей возрастной группы, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

План воспитательно-образовательной работы с детьми отвечает определенным требованиям:

- основывается на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

- на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

-  планируемое содержание и формы организации детей  соответствуют возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

Основные принципы планирования – это системность и концентричность при изучении материала, который подобран по возрастам с учетом задач Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В тематическом планировании одна тема объединяет все виды деятельности:

- учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов;

- учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии;

- учет индивидуальных особенностей (тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс);

- разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности;

- учет уровня развития детей (проведение игр-занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам и фронтально);

- взаимосвязь процессов воспитания и развития (обучающие задачи планируются не только на НОД, но и в других видах деятельности);

- регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.);

- мотивация планируемой деятельности;

- планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.

Составляющие планирования:

1. Перспективный план воспитательно-образовательной работы  составляется на месяц с учетом целей и задач по различным разделам детской деятельности.

В перспективный план входят разделы:

- воспитание культурно-гигиенических навыков (ежеквартально);

- раздел «Безопасность» (ежемесячно);

- раздел «Сюжетно-ролевая игра» (ежемесячно);

- воспитание культуры поведения положительных моральных качеств (ежемесячно);

- раздел «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности» (ежемесячно);

- раздел «Ознакомление с окружающим миром» (ежемесячно);

- раздел «Ознакомление с природой» (ежемесячно);

- раздел «Труд» (ежемесячно);

- раздел «Работа с семьей» (ежемесячно).

2. Календарный план воспитательно-образовательной работы осуществляется на основе циклограммы. Циклограмма помогает равномерно и целенаправленно учитывать все формы работы с детьми и разнообразить содержание детской деятельности.

Компонентами календарного планирования являются:

- цель и задачи. Они направлены на развитие, воспитание, обучение (цели и задачи должны быть диагностируемыми) Содержание (виды действий и задачи) определяется программой. Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам). Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).   Календарный план составляется в соответствии с режимом дня.

3. Нерегламентированная деятельность:

-  утренний приём (утро). Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада. Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности с учётом циклограммы (игры разной направленности и содержания, беседы, труд, индивидуальная работа и пр.):

-исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения;

- развитию устной речи и выработке правильной интонации;

-обучение рассказыванию;

-физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности) и др.

При планировании индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься. По содержанию утренний отрезок времени включает: утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность.

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно (согласно расписанию занятий), в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач, игры-занятия по различным областям знаний.

Прогулка (дневная/вечерняя) В режиме дня каждой возрастной группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приёма детей на воздухе). Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности: сюжетно-ролевой игры, подвижной игры, труда, наблюдений. На прогулке воспитатель планирует не только условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей, но и сам играет с детьми. В календарном плане воспитатель указывает тематику игры, атрибуты, игрушки. В подвижной игре может принимать участие вся группа. Она планируются с учётом сезона, состояния погоды, воспитателем в плане определяется цель игры. На прогулке планируются наблюдения в природе. Планирование наблюдений в природе осуществляется на месяц и выносится перед календарным планом. Планируя объём и содержание трудовой деятельности, воспитатель предусматривает обучение детей некоторым практическим навыкам работы в природе. При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения), затем подвижные игры с элементами спорта, трудовая деятельность детей.

Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменяться с учётом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать её целесообразно с организации подвижных игр или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физкультурные и музыкальные занятия, то начать её лучше со спокойной самостоятельной деятельности детей.

Содержание вечерних прогулок планируется с учётом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения, труд, физические упражнения, подвижные игры. Однако учитывается, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

Вечер (вторая половина дня) Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями воспитатель планирует условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к играм вместе. В младших группах воспитатели планируют своё личное участие в играх детей. В старшем дошкольном возрасте изменяются методы и приёмы руководства игрой. Воспитатели планируют сюжетно-ролевые игры, игры со строительным материалом, игры-драматизации, а так же различные игры с правилами: подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры). После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:

-уборку групповой комнаты;

-ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр и т.д.

Воспитатели так же планируют различные зрелищные мероприятия и развлечения: кукольный, настольный и теневой театры, концерты, спортивные, музыкальные и литературные досуги, слушание аудиокассет и многое другое. Для расширения кругозора детей воспитатели планируют художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников. Так же в данный период времени воспитателями планируется индивидуальная работа по всем видам деятельности.