Основная цель воспитательно-образовательного процесса ГКДОУ д/с №9 «Звездочка»: реализация воспитательной, образовательной и оздоровительной системы, направленной на осуществление комплексного подхода в воспитании и развитии личности ребенка, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования государственного казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 9 «Звездочка» отвечает требованиям комплексности, т.е. включает образовательные области в соответствии с направлениями развития детей от 2 лет до школы:
- Физическое развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Данные направления содействует формированию разносторонних способностей ребёнка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (продуктивной, игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной и др.).
Образовательные области
|
Психолого-педагогическая работа
|
Физическое развитие
|
- «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»; - «Физическая культура».
|
Познавательное развитие
|
- «Формирование элементарных математических представлений»; - «Развитие познавательно- исследовательской деятельности»; - «Ознакомление с предметным окружением»; - «Ознакомление с социальным миром»; - «Ознакомление с миром природы».
|
Речевое развитие
|
- «Развитие речи»; - «Приобщение к художественной литературе».
|
Социально-коммуникативное развитие
|
- «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»; - «Ребенок в семье»; -«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»; - «Формирование основ безопасности».
|
Художественно-эстетическое развитие
|
- «Приобщение к искусству» - «Изобразительная деятельность»; - «Конструктивно - модельная деятельность»; -«Музыкальная деятельность»
|
Реализация Плана предполагает обязательный учёт принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. На основе Плана разработано расписание непрерывной образовательной деятельности на неделю, не превышающее недельную нагрузку. В расписании учтены психовозрастные возможности детей, продолжительность видов образовательной деятельности в день в каждой возрастной группе. НОД проводится с несколькими детьми, с подгруппой или со всей группой детей. Предусматривается рациональное для детей каждого возраста чередование умственной и физической нагрузки. В соответствии с Уставом ГКДОУ д/с № 9 «Звездочка» в ГКДОУ д/с № 9 «Звездочка» обеспечено воспитание, обучение и развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет. Занятия в структуре воспитательно-образовательной работы с детьми сохраняются. Но не занятия как урок, имеющий жесткие введение, основную часть, заключительную часть, а занятия как занятия чем-то интересным для ребенка. Как один из элементов "проживания" дошкольником темы. Термин «занятие» используется как структурно-временная мерка, разбивающая весь образовательный процесс на единицы, которыми удобно оперировать при описании и планировании работы воспитателя, а также вести контроль за образовательной деятельностью. Педагогический процесс в ГКДОУ д/с № 9 «Звездочка» осуществляется по трём направлениям:
- специально организованное обучение;
- совместная деятельность воспитателя и ребёнка;
- самостоятельная деятельность детей.
В работе с детьми используются различные формы работы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная, которые применяются с учётом возраста и уровня развития детей, а также сложности программного материала на основе социо-игровых подходов и интегративной технологии. Единство и преемственность основных видов деятельности (игровой и образовательной), обеспечивают интегрированность коммуникативных, познавательных, ценностно-ориентационных, предметно-образовательных художественных оснований творческой деятельности.
Реализуемые основные образовательные программы
Организация образовательного процесса в ГКДОУ осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (3-е издание, 2016 г.), разработанной на основе ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и парциальных программ, дополняющих содержание образовательной деятельности. Реализуемая программа определяет весь спектр общеразвивающих задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг. В программе комплексно представлены все основные линии развития ребенка дошкольного возраста: физическое, познавательное, речевое, социально-коммукативное, художественно-эстетическое. Отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении (сведения из разных областей действительности обозначены, но не регламентированы). В целях сохранения единого образовательного пространства, обеспечения преемственности обучение ведется по рекомендуемой литературе к программе «От рождения до школы». Целостность педагогического процесса обеспечивается путем применения: - программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; - методических рекомендаций к программе; - методических разработок и пособий, рекомендуемых к программе; - комплексного перспективного планирования по всем возрастным группам под ред. М.А.Васильевой; - парциальной программы «Безопасность» под редакцией Р.Стеркиной, О.Князевой, Н.Авдеевой; - парциальной программы «Юный эколог» под редакцией С.Н. Николаевой технологий, вошедших в ежегодный федеральный перечень учебных изданий, рекомендуемых (допущенных) Министерством образования РФ. Парциальные программы, дополняют содержание образовательной деятельности и рекомендованные авторами комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы, и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание данных комплексных и парциальных программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основному направлению (социально-личностному):
Программы дополнительного образования, используемые в ГКДОУ
Наименование
|
Кто использует
|
«Безопасность» Р.Стеркина, О.Князева, Н.Авдеева;
|
старшие, подготовительные к школе группы
|
«Юный эколог» С.Н. Николаева
|
младшие и средние группы
|
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Учебный план охватывает возрастные периоды психического и физического развития детей: - младший дошкольный возраст - от 2 до 3 лет (2 группа раннего возраста); - от 3 до 4 лет (младшая группа); - средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа); - старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Непрерывно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей и решения конкретных образовательных задач.
В режимных моментах осуществляется работа по формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Образовательная деятельность с детьми происходит в процессе утреннего приема, утренней гимнастики, прогулки, приема пищи, подготовки к дневному сну.
Самостоятельная деятельность: - предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной образовательной среды; - обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам; - позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; - направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач и проблемных ситуаций; - позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности с взрослым.
Годовой календарный график непрерывно-образовательной деятельности Образовательный процесс осуществляется с 2 сентября по 29 мая 2020 г.
Возраст
|
Адаптационный период
|
Образовательная деятельность
|
Летний оздоровительный период
|
Младший возраст (с 2 до 3 лет)
|
02.09 - 09.09.2019
|
09.09.2019 – 29.05.2020
|
01.06.2020- 31.08.2020
|
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет)
|
|
02.09.2019 - 29.05.2020
|
|
Во время летнего оздоровительного периода проводятся мероприятия эстетического и оздоровительного цикла. В учебный план включены пять образовательных областей, обеспечивающих социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Освоение всех образовательных областей реализуется через различные виды непрерывно организованной деятельности, название и содержание которых определяются комплексной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой:
№
|
Образовательная область
|
Непрерывно образовательная деятельность
|
1
|
Познавательное развитие
|
- формирование элементарных математических представлений; - ребенок и окружающий мир (ознакомление с предметным окружением, с миром природы, познавательно-исследовательская деятельность)
|
2
|
Речевое развитие
|
- развитие речи; - развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
|
3
|
Художественно-эстетическое развитие
|
- рисование; - лепка; - аппликация; - музыка.
|
4
|
Физическое развитие
|
- физическая культура
|
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непрерывно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей:
№
|
Образовательная область
|
Психолого – педагогическая работа
|
1
|
Художественно - эстетическое развитие
|
- конструктивно – модельная деятельность; - приобщение к искусству.
|
2
|
Речевое развитие
|
- приобщение к художественной литературе.
|
3
|
Физическое развитие
|
- формирование начальных представлений о ЗОЖ
|
4
|
Социально-коммуникативное развитие
|
-формирование основ безопасности; - ребенок в семье и сообществе; - социализация, развитие общения, нравственное воспитание; - самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
|
|